|
Вопросы и ответы П.В. Тюленева по раннему развитию и обучению детей от журнала Шейпинг-мама Уважаемый Павел Викторович!! Сначала я опишу кратко то, о чем мы с Вами разговаривали. Надеюсь, я поняла все правильно. И задам вопросы на эту тему. - правильно представить надо обязательно: Вы занимаетесь вопросами детского развития более 40 лет, а разработанной Вами методике уже 20. Вы – новатор в этой сфере, президент Академии образования, социального и экономического развития (АОСЭР), объединившей педагогов-новаторов образования, Б.П. Никитина, В.Ф. Шаталова и других, и Ваши «Методы Интеллектуального Развития не знают аналогов в России и за рубежом, и намного превосходят американские, итальянские, японские матодики... За этот большой промежуток времени, подробно изучая детей, их поведение, становление, Вы пришли к очень интересным выводам. Основная мысль – все дети от природы одаренные. 10 потенциальных гениев живут в каждом малыше. - Сколько гениев, подсчитайте
сами: когда в 1949 году в содружестве математиков и психологов начала появляться
информатика и кибернетика, ученые первым делом произвели расчеты и сказали, что
мозг человека используется только на пять процентов! Когда я ещё подростком
узнал об этом, то сделал вывод, что наше традиционное образование, детский сад и
школа отнимают 95 % наших способностей. То есть, нетрудно подсчитать, что следуя
традициям, родители и педагоги нам дают в 20 (двадцать!) раз меньше
информации, чем это можно и нужно делать. В учебниках по психологии и педагогике для вузов той поры я ничего не нашел по теме развития способностей, только тяжелое ощущение разочарования. По этой, важнейшей теме, которую подняли кибернетики и информатики в учебниках была одна "вода". Меня это удивило чрезвычайно! Чтобы найти методы раскрытия
генетически обусловленного потенциала, я начал читать другие "умные книги".
Например, в восьмом классе в «Капитале» К.Маркса, я почти тут же нашел ключ к
проблеме. У меня было два брата, и я стал менять им условия – и в 9-ом классе я сам убедился, что их можно перевести как минимум на два класса вперёд. Что, кстати говоря, я и сделал… Кроме того, были первые книги по
психологии В. Леви, по аутотренингу, в том числе, которые давали ключи к методам
саморазвития – эти книги я советую перечитать всем родителям. Ни в коем случае не давать читать «фэнтэзи», магические и оккультные произведения – я считаю, что они специально написаны для того, чтобы дезориентировать детей и навсегда оставить их без талантов. Это всё равно, что покупать продукты, зараженные именно вредными ГМО, хотя и не исключаю, что могут быть "полезные ГМО". Ни в коем случае не хватайте того, что Вам дают коммерсанты - им бы легче продать! -– сначала посоветуйтесь с экспертами, не вредно ли это, полезно ли давать ребенку ту или иную игру, программу, книгу? Ведь покупая без вы можете купить ребенку «интеллектуальный наркотик», или зловредный «интеллектуальный вирус»… В результате ребенок выйдет из под вашего родительского контроля, перестанет учиться, развиваться и потом будет поздно что либо исправить! Сегодня распространяется масса
операционных систем, сотовых телефонов и «iPad»,
iPod, iPhone и т.п., уже зараженных компьютерными играми – вирусами,
которые отнимают у Вас ребенка! Тогда, в 60-х годах надо было решить многие сложные вопросы воспитания. Что надо для того, чтобы ребенок рос в курсе современных событий? Как сделать так, чтобы он сам стремился быть в курсе самых последних достижений науки и техники? Для этого я достал и изучил подшивки журналов за пять лет по «Знание – сила», «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», где, как говорили, есть всё на свете, кроме химии(!), «Техника молодежи», «Вокруг света», «Юность» и «Иностранная литература»… Кстати, эти журналы в Японии считались лучшими в мире и использовались повсеместно и, в результате, за кратчайшие сроки Япония, имеющая в 50 раз меньшую территорию, чем Россия, стала самой развитой страной в мире. … Сформируются и разовьются таланты или, увы, пропадут - это полностью зависит от родителей (ни воспитатель, ни учитель, ни академик – никто не имеет большего влияния на малыша, чем его родители). - Это утверждение следует уточнить и пояснить: «Родитель тогда окажет большое влияние, если окружит ребенка портретами, книгами, знаниями академиков и гениев человечества!». Если дать ребенку читать «Гарри Поттера», то его мышление будет формироваться на уровне мышления безработной школьной учительницы. Вот среди чего вам предстоит сделать выбор. Если вы дадите ребенку произведения и сказки написанные президентом страны, царем или императором, то его мышление будет развиваться на соответствующем уровне президента, царя или императора… Поэтому я рекомендую с самого рождения дать ребенка имена и портреты тех великих людей, на которых Вы хотите, чтобы ребенок был похож в будущем. Мы даём родителям сотни таких портретов с методикой их показа. Психологи и педагоги ошибаются, когда утверждают, что нужно искать талант. Искать ничего не нужно, нужно формировать. Если мы не сформируем все вовремя, то развить на пустом месте ничего уже не получится. Способности и таланты сами по себе никогда не проявятся. Понятие “изначальная одаренность” - выдумка тех, кто не умеет или не хочет развивать детей. - Есть масса секретов, которые мы раскрыли за это время. Все
это изложено в серии книг Эра
Человека развитого в 1995 – 1996 году, и в серии
книг: «Каждой семье - одаренных
детей» - в 1998 году. Для ликбеза я рекомендую найти
в Интернете и почитать эти книг: после того, как я показал в прямом эфире
телепередачи с участием читающих младенцев – начиная с 1997 года начали
заниматься ранним развитие и начался бум «раннего развития»… К сожалению, в этом
и обратная сторона. Вот
этот, по сути, отсталый уровень культивируется дилетантами и коммерсантами, а
также другими - не ссылающимися на педагогов-новаторов - "авторами" среди наших
родителей, обрекая их и страну на безнадежное отставание в конкурентной борьбе.
На основе многолетних наблюдений и результатов, пришлось отказаться от обычного деления на классы, которая была предложена 350 лет тому назад, в донаучную эпоху. Периоды оптимального психологического развития следующие: 1) закладывание задатков и способностей (во время зачатия), до 1 года; 2) формирование способностей талантов (беременность и ребенок в возрасте до года и старше), до 3-х лет; 3) развитие талантов, профессиональная подготовка по методике «Читать – раньше, чем ходить» - читающий самостоятельно ребенок уже сам, очень рано сможет приобщиться к профессиональным знаниям. Поэтому родителям детей до 3 лет необходимо заниматься формированием и развитием и, главное, научить ребенка читать, по книге «Читать – раньше, чем ходить». Это – центральное звено в появлении и развитии будущих талантов. Ваш метод интеллектуального развития ребенка включает в себя 10 направлений, по которым следует заниматься с самого зачатия малыша: 1) «Журналистик» (русский язык, иностранные языки, литература, сценарии) 2) «Математик» (счет, числа) – ответы на первоначальные вопросы по этой теме мамы нашего журнала могут найти в книге Считать – раньше, чем ходить: как воспитать гениального математика? М., 1998 г. 3) Дизайнер 4) Химик-генный-инженер-нанотехник» 5) Ломоносов (науки, которые не вошли ни в одну категорию) 6) Управление - ответы на первоначальные вопросы по этой теме мамы нашего журнала могут найти в книге: «Когда начинать воспитывать будущего президента России?». - М., 1998 г., есть и сайт на тему воспитания президентов. 7) Предпринимательство - ответы на первоначальные вопросы по этой теме мамы нашего журнала могут найти в книге: Предпринимать – раньше, чем ходить: как воспитать будущего гениального предпринимателя?» - М., 1998 г. 8) Спортивные игры 9) Интеллект 10) Чемпионат 11) "Музыкальный гений, композитор" Павел Викторович, у меня возникли следующие вопросы.
1. Родился ребенок. Как мне успеть в нем сформировать музыкальный талант? А может быть спортивный талант? - помните, что в основе всего
лежит интеллект, который необходимо сначала формировать, потом можно
развивать до уровня способностей, одаренности и талантов… Если Вы не будете
тот или иной вид таланта формировать ещё до 1 года, до 2-3 лет, то и развивать
будет НЕЧЕГО! Как я смогу определить, что лучше для ребенка, на что делать упор? - ребенок будет пытаться повторить все виды занятий, которые Вы ему показали. Но продвигаться будет в том направлении, которое ему приносит успех. Например, Моцарту после каждого концерта устраивали праздник – и он полюбил заниматься музыкальным творчеством. Говорят, Николо Паганини тоже оставляли в покое только в том случае, если он хорошо и виртуозно играл – так что и у него был стимул развивать способности и талант в нужном направлении… Лучше, конечно, метод Моцарта-отца». Наша методика «Знать ноты – раньше, чем ходить или: как воспитать гениального музыканта?» опубликованная в 1998 году тоже использует метод комплексного поощрения, «метод концертов».
Может по поведению, темпераменту, предпочтениям в игрушках можно что-то определить. - если Вы выкинете все детские книжки, не будете читать книжки обычных, не добившихся интересных результатов педагогов, и если сразу будете учить так, как это делают мастера, или тому, что умеете лучше других сами, то в будущем именно это и определит, какой выбор сделает ребенок.
Ведь если я начну его воспитывать художником (предположим, вокруг него будут картины, на окнах красивые шторы и тд.), это же будет МОЙ выбор.
- Именно родитель, развивающий
либо левое полушарие, либо правое полушарие, является либо «богом», либо
«сатаной» для своего ребенка. Для достижения гармонии, связи полушарий
головного мозга необходимо ещё и знать, как развивать лимбическую систему... Или всегда с жизненным путем помогают определиться взрослые, делая упор на одном виде деятельности? - Взрослые могут повлиять на выбор следующим образом: «Мастер не учит, а создаёт ситуации». То есть, родитель,
создавая развивающую среду, формирует интересы, развивает способности и таланты
ребенка. - математический; филологический (языковый); - эмоциональный; - социальный; - духовный; - хореографический; - по прыжкам в воду; и так далее и тому подобное. Овладев методами развития какого-либо интеллекта, мама сможет быстро освоить и другие методы. Или все же надо всему его обучать: и рисовать, и песни петь, и телевизор с танцующими девушками показывать? - Да именно так! Но обучать и петь надо правильно – по нашим методикам! Если Вы будете рисовать неправильно или бездарно, - как учат повсюду, например, «пальчиковые раскраски» - то и ребенок будет рисовать неправильно или бездарно. Так, мой отец был лучшим художником республики, и он позанимался со мной всего три дня – и с тех пор я рисовал лучше всех, кого встречал в жизни, и пристыженные учителя рисования сами меня освобождали от уроков: «Мы не можем тебя научить лучше – можем только испортить!». Я помню всего три урока рисования, три дня и его главные слова: «Хорошо рисовать – это означает хорошо мыслить!». По всем другим талантам он сказал: «Главное – это правильно освоить и помнить технику рисования или любого другого дела, это – 5 – 10 % успеха, а талант и гениальность – это уже на 90 – 95 % - это самостоятельный труд!» То же самое относится к пению и танцам… - ребенок так устроен, что до 2-3-х лет будет в точности стремиться в точности повторять то, что Вы ему в это время показываете или то, что Вы делаете. Потом эта способность исчезает, подавляется другой: периодом экспериментирования. Ребенок пробует делать не так, как Вы ему показываете, а наоборот… Так что многие родители упускают золотое время – до 2-х – 3-х лет. когда ещё можно чему-то научить. В 1998 году я сформулировал следующие законы «системы МИР ребенка»: «Воспитание до 1- года – воспитание гения» «Воспитание до 2-х лет – воспитание таланта» «Воспитание до 3-х лет – воспитания одаренного ребенка». Эта важнейшая для мамы система законов имеется в Интернете – в книге «Как развивать ребенка одаренным?». Там имеется более 17 методик обучения. А потом годам так к 6-7 он сам определится, что ему интересно. - В 6-7 лет ребенок ещё не вполне определится! В моей системе этот возраст соответствует примерно 6-7 обычной школы. Этот период мы называем «классмир Основателя» – в этот период закладываются основы нескольких видов деятельности, и надо спешить, потому что с началом пубертатного возраста – подросткового, в 12 – 14 лет - ребенку уже будет не до основания! Следующий период – начала полового созревания - созидательный, соревновательный – ребенок будет доказывать окружающим, что он что-то стоит! Он будет демонстрировать сверстникам свои уже развитые способности и таланты и совершенствовать их!
Если сразу заниматься по 10 направлениям (журналистика, математика, дизайн…), то ребенок все равно не сможет стать талантливым во всех сферах. В результате будет понемножку знать обо всем, но ни в чем не будет экспертом. - Мы исходим из того, что у ребенка должен быть выбор из нескольких направлений. Ребенок сам сделает выбор, на основе своего психологического типа. Чаще всего это то, что в подростковом возрасте приносит ему успех. Если успех ребенку приносит несколько видов деятельности – то нон по всем направлениям будет развиваться и дальше – и не сомневайтесь, станет гением во всех областях, которые приносят ему успех в подростковом периоде: «созидатель талантов». Вот пример. В 1967 году все мы, кому исполнилось 16 лет, дождавшись возраста, пошли записываться в космонавты. К счастью, меня не записали и я, на обратном пути записался … на бальные танцы. Впоследтствии я выигрывал все конкурсы и, в определенной степени люблю и понимаю танцы, и уважаю хореографию и мог бы с удовольствием профессионально этим заниматься. Но я пошел дальше: предложил использование хореографии для обучения и развития маленьких детей, например … химии и физике! С 1989 году химические танцы входят в арсенал методов интеллектуального развития. Поэтому, в моих книгах я всем родителям советую: начинайте именно не с классики, а именно с «химических танцев»! Вспомните свой первый период: класс «Химунка»! Какие это «танцы»? Название говорит сами за себя: «Броуновское движение», «Кристаллический танец», например, типа танца сиртаки. Если ребенок, мама и папа возьмутся за руки, то можно изобразить (*или изобрести!) танец молекулы воды: либо хаотическое движение молекулы воды, либо сиртаки, либо кружение – вальс… Хоровод из шести человек, членов семьи или детей можно назвать «Танец бензола», и так далее.
Или в возрасте до 3 лет лучше давать информацию из разных сфер жизни? - Я убежден, что для гармоничного развития необходимо ребенку давать 10 направлений, которые охватывают 100 специальностей. Конечно, можно, используя освоенные методы интеллектуального развития предложить ребенку ещё несколько направления. Например, продвинутые верующие могут воспитывать «Основателя религий» - такая методика является частным случаем моей системы.
2. Ребенок еще не родился. Но я хочу, чтобы ребенок стал певицей, певцом (независимо, мальчик или девочка). Что мне для этого надо делать? - В моей системе «МИР ребенка»
время от зачатия до рождения ребенка делится на два класса, точнее, на два мира,
в который попадает будущий ребенок. Период от зачатия до 4-х месяцев
беременности – это мир биохимических процессов, когда на будущего ребенка, на
его будущие задатки и т.д. оказывают влияние только биологически активные
химические вещества: серотонин, адреналин и множество других веществ, которые
вырабатывает организм матери и которые поступают к будущему ребенку с кровью
материи. Мама в этот период может управлять своей «химической матрицей»: формировать эмоциональную вселенную будущего ребенка, закладывать систему эмоций. А может отравить это будущее наркотиками: никотином, алкоголем... Так что, можно сказать, что всё здесь просто. Здесь – ключевое понятие биохимической матрицы» - восторг. С этим тесно связано воспитание в ребенке певческих, музыкальных, физических и других способностей. Скажу по секрету: мне в этом механизме было легко в этом разобраться, думаю, что и вы легко пойметё, как это делается. Например, я всегда, как и все другие дети, помнил звуки, как пели песни мои родственники и моя мама вместе с ними: это было несколько раз и было … ещё до моего рождения! На этот период «слышунка» выпало празднование очень важного в те годы праздников «8 марта» и «Первого мая». Меня эти звуки и мелодии страшно взволновали, и я родился со стремлением вновь услышать эти песни и ждал этот, как можно сказать «концерт». Когда праздновали мое рождение, всё это повторилось: пришли те же гости, пели те же песни! Оказалось, в том числе, что это мой папа играл на гармони, на гитаре, на балалайке, на бутылках и даже просто на пальцах и пел разные песни! И я был счастлив. То же самое повторилось, когда мне исполнился год. Так что я потом всегда любил петь, заставил родителей записать меня в музыкальную школу. В студенчестве меня специально, как певца или тамаду приглашали на свадьбы и на дни рождения – знали, что я могу всю ночь петь, «зажигая других», и даже выступал в «Академической хоровой капелле». Меня тянули на эстраду – но ни за какие коврижки я туда не шел: потому что меня интересовали не только вокальные и артистические качества, но и все другие способности ребенка и взрослого.
Если мама хочет, чтобы её будущий ребенок испытывал восторг от занятий наукой, политикой, театром … – тогда она идёт в библиотеку, или пишет диссертацию – и при этом испытывает восторг – то и с большой степенью ребенок в будущем будет испытывать восторг от занятий наукой, политикой, театром… В период беременности маму можно рассматривать как матрицу, которая занята программированием будущего ребенка – его задатков, способностей, характера, талантов.
3. Когда лучше всего отдавать ребенка в кружки/секции? И сколько по времени необходимо заниматься с ребенком до 3 лет ( часов в день)? - В качестве ответа на этот вопрос
можно было бы рекомендовать простую, но универсальную «методику
моей мамы». Она говорила: «Занимайся в каких угодно кружках и секциях – хоть
целый день! Только не болтайся и не трать зря времени, и ради бога, не играй в
пустые игры!» - говорила она. «Не прожигай играми свои мозги!» - добавлял мой
отец.
Спасибо за ответы!!!!! |
|