| |
Раннее развитие ребенка и образование
1.
Некоторые сведения для родителей о ситуации на рынке образовательных услуг
А.
Две конкурирующие группы педагогов в образовании: консерваторы и новаторы.
Образование наших детей - область,
требования и правила игры в которой начиная с 1640 года пока что придумывают,
увы! - в своих интересах и сами же их выполняют те, кого называют "традиционные
педагоги".
Это, наверное, единственная область, где покупатели
услуг, то есть мы с вами - родители, пока сто не имеют права голоса. Правда,
оговоримся - следует также вспомнить и о здравоохранении, где пациенты
остаются тоже бесправными, во всяком случае, "пока что" и в России.
В самом лагере продавцов образовательных услуг,
то есть, в сообществе педагогов имеются диаметрально противоположные
течения. Одни педагоги стремятся увеличить затраты родителей и, соответственно,
свои доходы, другие, наоборот, стремятся их уменьшить.
Таким образом, педагоги делятся:
- на прогрессивных, повышающих эффективность педагогических методов;
- и на традиционных, или регрессивных, отрицающих возможность прогресса, и
не желающих принять само понятие "эффективность" в педагогике как науке, и в
образовании как прикладной отрасли.
Рассмотрим более подробно эти два антагонистических
класса в сообществе педагогов.
Традиционные
или "консервативные" педагоги
с давних времен удерживают власть в системах образования
многих стран. Со времен Я. Коменского они отказались перейти на новые,
прогрессивные методы. "Набивая себе цену", они стремятся усложнить
преподавание и выбить побольше средств и одновременно взять на себя поменьше
обязательств. Именно для этой целью создаются педагогические академии, которые
не имеют ничего общего с настоящими науками о человеке.
Эти, "традиционные педагоги" стараются
внушить нам, что методы педагогики существенно не изменились с 17-го века, "так
как природа человека неизменна", и упорно применяя свои устаревшие несколько
столетий
назад, "традиционные" методы обучения и "дидактики" пытаются
доказать (этими своими методами), что происходит "дебилизация" населения, что
детей нужно обучать по программе средней школы в течение 12 лет, с возраста от 7
до 19-ти лет.
Технологические революции 17-го века так и
не затронули наиболее реакционную и отсталую область "педагогику", никакие
научные, новые методические открытия не проникли в нее со времен Я.А.
Коменского, хотя он впервые призвал к этому.
С тех пор, почти всё "традиционное"
педагогическое сообщество стремится внушить обществу: "век живи - век учись". С
целью безраздельного контроля над обществом они сохраняют "двойку", как главный
аргумент и средство подавления личности ребенка и гражданина. Не счесть фактов,
когда учителя сплошь и рядом сознательно не объясняют важные разделы уроков, и
дети в массовом порядке получают двойки, травмируя психику на всю жизнь.
Большинство людей так и не избавляется от
суеверного страха, внушенного учителями - мучителями в школьные годы. Поэтому
граждане до сих пор безропотно отдают традиционным педагогам, которые захватили
наши школы, своих детей, зная заранее, что почти 80 - 90 детишек из ста закончат
школу больными, только 3 - 4 ребенка окажутся, по их милости
отличниками ... Большинство же детей, окончат школу с комплексами.
Они, с такой радостью и надеждами поступивших десять лет назад в школу,
закончат ее со скрытыми обидами, во многом подавленные не всегда справедливыми
оценками, с аттестатами неспособности ко многим вещам, не получив за десять -
одиннадцать лет упорной учебы никакой специальности, чтобы пополнить ряды
безработных или снова начинать ... учится. Нужно ли вам это? Но при этом ваши
дети - выпускники и вы вместе с ними должны будут радостно изображать чувство
глубокой признательности учителям.
Прогрессивные педагоги
наоборот, считают, что педагогика развивается так же стремительно, как и другие
науки. Эти педагоги, беспокоя спящее царство "консервативной педагогики"
доказали, что почти все дети обладают изначально способностями, которые можно
считать гениальными. Исключение составляют только дети с особыми, относительно
редкими глубинными органическими нарушениями.
И в России, и в других странах эта часть
честно мыслящего педагогического сообщества выступает, например, за
переход к новым, игровым методам обучения, позволяющим полностью раскрыть
интеллектуальный и творческий потенциал детей. Новаторская педагогика считает,
что двойка - это оценка, полученная не учеником, а педагогом, профессионалом, не
справившимся со своими обязанностями...
Но будьте всегда готовы к тому, что
большинство педагогов являются регрессивными - "традиционными", они будут
убеждать вас не заниматься с малышом, что это вредно и т.д. и т.п.
Феномен этого корпоративного обмана
населения России еще ждет своих исследователей. Будьте снисходительны, но тверды
по отношению к ним: часть из них действует, действительно, по святому
"неведению", поскольку так их учат во многих педагогических вузах.
Б.
Лучшие мировые достижения в научной педагогике принадлежат отечественным
прогрессивным педагогам, и потому доступны каждому родителю в России.
Родителям
следует иметь в виду: все наиболее важные результаты, можно сказать, рекорды
раннего развития установлены в России.
С этими результатами, а также с методами может
познакомиться каждый - они на много лет опередили американских,
японских и других зарубежных авторов. В
этом родители сами убедятся, пообщавшись с теми, кто уже многое применил на
практике.
Поэтому начинать имеет смысл с лучшего, с
российских методов раннего развития и воспитания, тем более, что они даются в
сравнении с другими методиками.
Так что при ближайшем рассмотрении, нерационально
тратить время на освоение многих устаревших программ, например,
Г. Домана
и некоторых других авторов.
Например, лидер американской педагогики Глен Доман (США) исходит из того, что
ребенок только к шести - семи годам способен усвоить, что такое буква "А". Более
подробно взгляды Домана анализируются, приводятся, цитируются на странице
"Замечания
и предупреждения по использованию программ Глена Домана"
Другой пропагандируемый сейчас, через 100 лет,
лидер зарубежной педагогики, Мария Монтессори считает, что ребенок до 3-х
лет не поддаётся никакому педагогическому воздействию, тогда как в России дети к
этому возрасту проходят программу трех классов. Что еще можно ожидать от этих
устаревших рекомендаций по сравнению с российскими методиками? Множество других
несуразностей и ошибок м рассматриваем в рекомендуемых родителям материалах РК
МИР-2. Товар этот импортный, надо сказать, местами весьма устарел
по сравнению с некоторыми методиками, имеющимися в России. Но, к сожалению, об
этом многие родители не знают.
Примечание. Методики Монтессори (100 лет) и Домана (50
лет). Это примерно то же, что, наверное, и "окорочка Буша", которые, по
некоторым данным были заготовлены на случай войны едва ли не в то же время - в
сороковых - пятидесятых годах. Покупая эти "окорочка" россияне не только
подорвали отечественное, натуральное и качественное птицеводство, получили
аллергию и диатезы в масштабах национального бедствия. Об аналогичных
последствиях для раннего развития у нас в стране можно поговорить с теми, кто
уже пытался заниматься по этим программам.
С другой стороны, можно всячески
поддерживать энтузиазм и правильные выводы школы Г. Домана по
необходимости раннего развития. Нужно подчеркнуть высокое моральное значение
этих работ для всех родителей, а также оригинальность, особый научный стиль
"врачебного подхода" к педагогическим проблемам. В этом смысле книги Г. Домана
представляют уникальное явление, и дают огромную фору трудам всем нашим
"известным центрам дошкольного образования", стиль изложения и мировоззрение
которых явно остаются до сих пор на "донаучном", спекулятивном этапе развития
педагогики. Для окончательного избавления от трудов этих архаических
центров и бесплодных рекомендаций программ типа "Истоки", "Радуга" и др.
книги Г. Домана как нельзя подходят.
В.
Почти сто лет прошло с того времени, как стали известны методы М. Монтессори. Те
педагоги, которые делают ставку на эти устаревшие методы, напоминают машинистов,
выкатывающих из запасных депо старые паровозы.
Одновременно эти педагоги, увы - не смотрят в
будущее: так или иначе, пересаживая родителей на "паровоз", они подрывают
экономику российского воспитания и образования: хотите ли Вы этого для своих
детей? Однако, методы М. Монтессори - лишний повод еще раз напомнить педагогам о
необходимости особого подхода к ребенку. Можно даже сказать, что М. Монтессори
впервые в мире реализовала именно научный подход к ребенку, на уровне тех
знаний, которые ей были доступны. Поэтому ее подход неизмеримо выше, чем
умозрительные построения наших отечественных традиционных педагогов -
дошкольников.
Г.
Жизнь наказывает тех родителей, которые нарушают божественные заповеди.
Любая поддержка работы по созданию
"родительской педагогики"
возвращается вам в семью сторицей - только благодаря этой поддержке продолжаются
работы по системе МИР. Известно, что вот уже несколько столетий "традиционные
педагоги" подавляют и преследуют все новое, что создается в прогрессивной
педагогике. Все новое и эффективное возникает только в результате обратной
связи, получении вопросов, предложений и пожеланий от родителей.
И наоборот, без родительской поддержки невозможно
своевременно найти решения проблем и подготовить материалы.
Познакомьтесь с материалом:
"Что нужно знать родителям о раннем развитии, воспитании и
образовании детей?"
2.
Предупреждения по использованию методов раннего развития
С чем, с какими трудностями
и неожиданностями встретятся родители, желающие развивать способности
ребенка?
Итак, будем считать, что у
вас в семье главные внутренние проблемы решены, родители - единомышленники
готовы сделать все, чтобы их ребенок получил наилучшие условия для развития. И
тут перед ними возникают совсем другие проблемы, вызванные несовершенством
многих распространенных рекомендаций. Вы должны быть предупреждены, что часто у
многих родителей через несколько месяцев, а то и недель, опускаются руки, и
прежде всего по следующим причинам:
а) потому, что не хватает
ни времени для занятий, ни средств ...
б) сложность методик и
рекомендаций
г) некоторые досадные
ошибки, которые стали очевидными вследствие новых научных данных физиологии и
экспериментальной психологии
Немало проблем для
оптимального развития и образования ребенка создают устаревшие, содержащие
очевидные ошибки, методики и программы известных педагогов, врачей и
воспитателей. Часто именно это приводит к высокой трудоемкости многих методик. С
такими проблемами разобраться легче всего, потому что накоплен как
положительный, так и отрицательный опыт многих родителей. Чтобы вы не повторяли
чужих ошибок, не экспериментировали зря со своим ребенком, я буду постепенно
рассказывать здесь и о том, что можно делать, что делать не стоит, и о том, что
делать категорически нельзя.
Но главное - вам необходимо познакомиться с
суммой наиболее выдающихся открытий
в педагогике и психологии раннего развития, без которых и думать нечего о
методах раннего развития. Просмотрев раздел
"Новаторы"
(Я. Коменский, А. Макаренко, В. Сухомлинский, Б. Никитин, В. Шаталов, Г. Доман,
М. Ибука, Н. Зайцев, Ю. Азаров, и др. ) возвращайтесь сюда, чтобы предостеречься
от возможных ошибок.
Содержание
материалов, поставляемых официальным пользователям системы МИР
1. Замечания и предупреждения по использованию программ Г.
Домана
Таблица различий между системой МИР и методами Г. Домана
Требования к занятиям
Требования к размеру и количеству карточек
Нужно ли предъявлять карточки с точками и сколько?
Нужно ли применять карточки со словами и сколько?
Нужно ли обучать раннему ползанию и когда?
Нужно ли приучать к раннему хождению и когда?
Нужны ли "программы энциклопедических знаний"?
2. Особенности
использования технологий Н.А. Зайцева
Достоинства и недостатки методики обучения по кубикам
Достоинства и недостатки применения таблиц для обучения математике
Достоинства и недостатки обучения русскому языку по таблицам
3. Использование "Никитинской педагогики"
Основные составные части Никитинской педагогики
4. Программы последователей М. Монтессори
Ещё замечания и предупреждения по
использованию программ Глена Домана
| |
|